Понедельник, 29.05.2017, 04:48
Приветствую Вас Гость | RSS






Главная » Статьи » Русский Дух » Искусство *

Пелагея (Полина) Стрепетова
 

 

Знаменитые артисты часто воспринимаются нами через этакую благостную дымку. А оттого кажутся скучными и неживыми. Пелагея Стрепетова - одна из немногих русских актрис, образу которой вряд ли грозит когда-нибудь покрыться хрестоматийным глянцем. Уж слишком драматичную жизнь довелось прожить этой некрасивой и нервной женщине. Слишком властно вел ее по жизни яркий талант. И еще характер - кажется, сплошь состоявший из одних только противоречий.
Атмосфера таинственности и неблагополучия окружала будущую актрису с рождения. Дело в том, что Стрепетова была подкидышем. Днем своего рождения она считала 4 октября - именно этим вечером 1850 года на крыльце дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Стрепетова был найден сверток с младенцем женского пола.
Кем были настоящие родители девочки, так и не прояснилось. Впрочем, ходили слухи, что Поленька - плод любви актрисы Глазуновой, служившей в тот сезон в нижегородском театре, и гвардейского офицера Балакирева. Полина всегда помнила о том, что она приемыш, всегда чувствовала собственную ущербность, хотя на развитие комплекса неполноценности новая семья вроде бы повлиять не могла.
С приемными родителями девочке определенно повезло. Антип Григорьевич Стрепетов был человеком, что называется, редкой души, разве что увлекался водкой, которая, в конце концов, и свела его в могилу. Приемная мать Елизавета Ивановна слыла даровитой актрисой и одновременно дамой высоких моральных качеств, так что в семье культивировали любовь к сцене, но бдительно ограждали детей от закулисной грязи.
Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. Что же касается взрослых, то они относились к этой идее с большим сомнением. С одной стороны, сцена - один из немногих честных способов, с помощью которых девушка из небогатой семьи может заработать себе на жизнь. А с другой - ну не с ее же внешностью!
 

Ярошенко Н. А. Портрет актрисы П.А.Стрепетовой. 1884
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)
 
Полина росла диковатой и неуклюжей, у нее были плохая фигура и резкие неправильные черты лица. Впрочем, когда девушке исполнилось пятнадцать, приемная мать все же решилась попросить за нее знакомого антрепренера из Рыбинска. Сама Елизавета Ивановна собиралась устроиться в рыбинскую труппу на амплуа вторых старух, а дочь предлагала занять там, где она сможет пригодиться.
 
Полина пригодилась. Довольно скоро выяснилось, что, несмотря на неказистую внешность, девочка обладает явным драматическим дарованием. Стрепетова работала как одержимая: за три года сменила семь городов и сыграла больше ста ролей. Среди ее героинь были подростки с трудной судьбой и кокетливые субретки, героини мелодрам и светские дамы. Впрочем, уже тогда стало очевидно, что лучше всего начинающей актрисе удаются роли женщин из низов - страстных, находящихся во власти инстинктов, стихийно восстающих против своей доли. Лизавета из драмы Писемского "Горькая судьбина", пожертвовавшая всем ради запретной любви, стала самой знаменитой ролью Стрепетовой: она играла ее больше тридцати лет, почти до самой смерти.
В канун двадцатилетия Стрепетовой повезло: она переехала в Самару и поступила играть в труппу антрепренера Рассказова. По сравнению с другими провинциальными деятелями Рассказов был человеком интеллигентным, воспитанником Малого театра. Вокруг него собрался кружок молодых просвещенных артистов. Немудрено, что именно здесь Стрепетова встретила любовь.
В 21 год Стрепетова влюбилась, как в бульварной пьесе, в местного обольстителя. Ее избранником стал Михаил Стрельский - герой-любовник на сцене и в жизни, имевший одну законную жену (жившую за границей) и постоянно менявший подруг. Стрепетова, всегда чуравшаяся вольных театральных нравов, на этот раз забыла о своих моральных принципах и самозабвенно отдалась чувству.
 

Стрепетова Полина Антипьевна
(Фото 1877 )

 
Стрельского пригласили на лето в Саратов - Стрепетова решила отправиться с ним. Будучи человеком прямодушным, она отправила письмо родным. "Я написала матери, - рассказывала Стрепетова в своих мемуарах, - что я уж не та, что прежде, я люблю (такого-то) и сошлась с ним. Зная их (родительский) взгляд на такой образ жизни, я заранее объявляю ей обо всем этом, и, если она желает, я не буду даже называться ее фамилией... Ответ был полным любви и прощения..."
Стрепетова поехала вместе с избранником в Саратов, а оттуда в Казань. Там у нее родилась дочка Маша. Жизнь со Стрельским оказалась мучительной: Полина исступленно его любила, местный донжуан ей изменял. Вскоре они расстались. Несколько лет спустя Стрепетова выйдет замуж за другого бывшего коллегу по антрепризе Рассказова - провинциального актера Модеста Писарева, но, похоже, Стрельского так и не забудет. Во всяком случае, в мемуарах "Минувшие дни", которые актриса напишет под конец жизни, она будет рассказывать о "Мише" не только с горечью, но и с нежностью.
А пока крах личной жизни, как это часто бывает у талантливых людей, совпал с взлетом жизни творческой. Благодарная казанская публика боготворила Стрепетову. Зрителям пришлась по душе ее экзальтированность, ее актерский максимализм. "Играла она нервами, - вспоминал партнер актрисы В. Давыдов, - тратила столько сил, столько физического напряжения, что иногда расходовала себя на втором, на третьем акте и, уже совсем разбитая, доканчивала пьесу. На другой же день она вновь отдавалась делу с таким же самопожертвованием".
 
Именно после казанских сезонов Стрепетова стала по-настоящему знаменитой. Слава о трагической актрисе дошла до обеих столиц. В провинции ей было уже тесно. В 1873 году она триумфально выступила на гастролях в Москве и на несколько лет перебралась в первопрестольную. Модест Писарев представил жену своим хорошим знакомым: Островскому, Писемскому, Репину. А впереди ее ждал Петербург.
 
В декабре 1881 года Пелагея Стрепетова подписала контракт с дирекцией Александринского театра. Сразу же стало ясно, что в этих стенах она не приживется. Во-первых, исступленная манера Стрепетовой к тому времени уже начала казаться архаичной, а ее репертуар - ограниченным. При этом актриса не могла или не хотела меняться. Во-вторых, ее странная индивидуальность категорически не вписывалась в снобистскую труппу Александринки.
К тому же слава ее была слишком громкой, чтобы это могла оставить без внимания тогдашняя прима императорской сцены и давняя знакомая Стрепетовой по провинции Мария Савина. Театралы разделились на сторонников Стрепетовой и поклонников Савиной. Конечно, в своем угловатом максимализме Стрепетова проигрывала Савиной, которая была светской, величественной и уверенной в себе. К тому же Савина всегда могла заручиться поддержкой сильных мира сего. Наконец, Савина обладала удивительно гибким дарованием и отменным чутьем на новые эстетические веяния.
 

Горькая судьбина (1876) Лизавета - Пелагея Стрепетова

В труппе Стрепетову буквально травили, как травят чужака в стае. "Она страшно больна и не выживет долго - это несомненно, - писал Суворин Модесту Писареву в Москву, - не выживет тем более, что Петербург ей солоно пришелся: мелкие горести, и не одни мелкие... Актеры приняли ее на редкость враждебно, и, если бы не боязнь печати, ей бы устроили что-нибудь ужасное. Приверженцы Савиной действуют усердно, и, разумеется, их влияние сильнее и в театре, и вне его, чем приверженцев Стрепетовой... Вчера карета (которая доставляла артистов на спектакль) приехала за ней и повезла в разные части города за хористками в оперу. Ее возили по городу больше часа и привезли в Мариинский театр, где она играла, когда уже был звонок. Она едва успела одеться, иззяблась и сегодня лежала больная совсем. Не говорю уже о том, что пьесы, где она играет, обставляются прескверно, что до сих пор не дают ей жалованья, что в театральной конторе к ней отнеслись оскорбительно, а актер, бывший там же, начал громко ругать ее как актрису..."
 
Стрепетова обладала талантом портить отношения даже с теми людьми, которые были к ней расположены. Она никогда не скрывала своих чувств и имела привычку говорить в глаза собеседнику все, что о нем думает. Это, конечно, давало в руки ее врагам дополнительные козыри. Ну, а как еще относиться к даме, способной заявить директору одного театра, с которым ее только что познакомили:-
- Здравствуйте, я слышала, что вы большой подлец!
- С женщинами?! - ошеломленный директор попытался обратить дело в шутку.
- И с мужчинами тоже!
 

Около денег (1884) Степанида - Пелагея Стрепетова

Стрепетова прослужила в Александрийском театре почти десять лет. С годами ее положение там не становилось лучше. В газетах продолжали бушевать схватки между противниками и сторонниками актрисы, причем противники терзали ее буквально за каждый шаг, а сторонники впадали в безудержное восхваление, что тоже выглядело странно. Лучшие роли Стрепетова сыграла до прихода на эту сцену. В Александринке она по-прежнему выходила в ролях Лизаветы из "Горькой судьбины", Катерины из "Грозы", и только ее Кручинина из "Без вины виноватых" да Сарра из "Иванова" оказались новыми долгожданными удачами. Постепенно из репертуара начали исчезать лучшие спектакли с ее участием, так что в середине 80-х годов из коронных ролей ей осталась одна "Гроза". Да и та шла в утренники, из-за чего Стрепетова с горькой иронией стала называть себя "воскресной актрисой".
Ее начали занимать в случайных ролях - часто комедийных, что ей было просто противопоказано. Постоянно унижали, как возмущался А. Н. Островский:- "Потехин позволяет себе учить на репетиции - кого же! Стрепетову! Да еще покрикивает на нее". Запретили брать отпуск на лечение, а когда ей пришлось задержаться в Ялте из-за сильного приступа хронического катара, несмотря на все врачебные поручительства, оштрафовали в размере месячного оклада.
 
Все эти оскорбления однажды переполнили чашу терпения, и Стрепетова написала письмо директору императорских театров г-ну Всеволжскому, в котором описывала ситуацию и выдвигала ряд условий. Похоже, Всеволжский только того и ждал. Он тут же издал приказ, в котором распоряжался уволить Стрепетову. Актриса попыталась вернуться в провинцию. Но и здесь ничто уже не напоминало о тех горячих приемах, которые оказывала ей публика в молодости. К тому же вскоре разгорелся новый скандал.
В 1891 году Стрепетова вышла замуж за человека на тринадцать лет моложе себя. К этому времени актриса и Модест Писарев, который еще лет десять назад завел себе другую, гражданскую жену, давно уже жили отдельно. А в Стрепетову страстно влюбился 28-летний чиновник Александр Погодин. Они прожили вместе всего два года.
 
И Погодин, и Стрепетова были людьми неуравновешенными и авторитарными. Молодой муж ревновал жену не только к мужчинам вокруг, но и к сцене. Однажды после очередной ссоры, во время которой Стрепетова наотрез отказалась переезжать в Москву, куда мужа переводили на службу, Александр Погодин застрелился. Пелагея Антипьевна не могла простить себе, что не спасла его. "И знаете, что меня мучит больше всего... ведь я могла еще, пожалуй, удержать его от этого! В последний день вечером он меня предупреждал, что убьет себя, - я не поверила!" - говорила она годы спустя.
 

П. А. Стрепетова.
Фотография. С дарственной надписью В. М. Гаршину
22 мая 1887 г.

Окружающие считали актрису прямой виновницей происшедшего несчастья. Многие перестали с ней здороваться, сплетники за ее спиной смаковали детали трагедии. Дело подогревалось тем, что никто ничего толком не знал: власти запретили официально объявлять о случившемся.
Говорили, что именно после гибели Погодина трагический дар Стрепетовой окончательно померк. Правда, актриса сделала еще одну попытку возвратиться на сцену так измучившего ее Александрийского театра. В 1899 году она подписала контракт на амплуа драматических старух, но уже через полгода снова была оттуда уволена.
В последние годы Стрепетова осталась совсем одна. Сын (от Модеста Писарева) уехал служить в Константинополь, с дочерью они были не очень близки. Пелагея Антипьевна, судя по всему, была страстной и деспотичной матерью - из тех, кто стремится контролировать каждый шаг своего ребенка, кто способен задушить его силой любви.
 

Стрепетова Полина Антипьевна

Из двух ее детей - Маши и Виссариона (названного, конечно же, в честь неистового Белинского) - больше повезло Маше. Правда, она так и не стала актрисой, о карьере которой страстно мечтала, и, следуя указаниям матери, избрала ненавистную ей профессию учительницы (а ведь некоторые друзья дома считали, что у Маши настоящий артистический дар). Но все-таки девушка оказалась способной на самостоятельные поступки: скажем, втайне от матери она вступила в переписку с приемным отцом Модестом Писаревым, по которому очень скучала. А вот Виссарион, похоже, был по-настоящему искалечен жертвенной материнской любовью.
В течение многих лет Стрепетова жила более, чем скромно - копила деньги на оплату учебы своего обожаемого сына. Сын выучился на дипломата, мечтал жениться на любимой девушке, но Стрепетова была категорически против, и Виссаря (как его называла мать) разорвал отношения с любимой. Он получил назначение и отбыл служить в Турцию.
Пелагея Антипьевна умерла от рака в 1903 году. Вскоре после этого пришло известие о новом несчастье. То ли до конца не оправившись от потери любимой, то ли, будучи не в состоянии пережить смерть матери, Виссарион Писарев покончил с собой.
 

И.Е.Репин Актриса П.А.Стрепетова. 1882 Этюд
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Пелагея Стрепетова у И. Репина и Н. Ярошенко – это две разные женщины – сколько надрыва, смятения в одной, столько мягкости и спокойствия в другой... одного интересует одно, другого – другое, один по преимуществу акцентирует внимание на одной стороне, другой – на другой и т. д.

И.Е.Репин Портрет актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой в роли Елизаветы. 1881
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)

 

 
Категория: Искусство | Добавил: crown (30.10.2011)

All Hard rock and Metal

Просмотров: 2532 | Теги: история, искусство, Россия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Загрузка...


Похожие новости
:


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

ИГРЫ ОНЛАЙН
Побег из музея
Gladiatus
Приключения Робинзона Круз...
Охотники за Снарком. На вс...
Натали Брукс. Сокровища за...
Луксор. Новые приключения
Вандербург
Виртуальный город
Снежок. Охотник за сокрови...
Построй-ка 4. Город солнца
Возвращение Атлантиды
Снежный человек. Преследуя...




Меню сайта
!
***

ЛИНИИ ЖИЗНИ
Музыкальный дневник
Интересное рядом
Страны и Континенты
FREE DOWNLOAD
ИГРЫ-ОНЛАЙН





Любите вязать? Вам сюда )


***
Контакты и помощь сайту


Форма входа

Категории раздела
!
Современная Россия [91]
Народ и власть
История .. [98]
Искусство [115]
Духовность [20]
Культура, путешествие [22]
Народное творчество [28]
Русское .. [39]

***
***
Поиск
****
***
Мини-чат
Друзья сайта
  • Форум Darksage
  • Darksage.ru
  • World Vision


  • место для рекламы


    *Скачать бесплатно
    _____download free

    Музыка,Книги,..


    [31.12.2017]
    Музыкальный форум на cr...
    [28.05.2017]
    Lance Keltner ‎- Lance ...
    [27.05.2017]
    Иван Аксаков - Сборник ...
    [27.05.2017]
    Иоганнес Марио Зиммель ...
    [26.05.2017]
    Акула пера в мире Файро...
    [25.05.2017]
    Серия Акула (4 книги)
    [25.05.2017]
    Евгений Сатановский - С...
    [25.05.2017]
    Книжная серия Другая ст...
    [24.05.2017]
    Рем Станислав - Сборник...
    [24.05.2017]
    Николас Блейк - Сборник...


    Статистика

    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0




    Счетчик PR-CY.Rank


    ***********
    ************
    Загрузка...
    _____________



    художники фотоработы Thrash Metal фотохудожники дача путешествие кино - онлайн Сказки Шитьё здоровье крючок искусство фентази куклы Поэзия Цветы флора видео Аудиокниги Россия истории Alternative Rock музыка живопись интересно кружево креатив Progressive AOR metal video рисование игрушки рисунки Folk music rock music Video rock rock video творчество metal music стили Lossles огород кулинария загород скачать журналы дом Folk Rock Progressive Metal мастерок INSTRUMENTAL Power Metal русский альбом люди Blues сад дизайн metal Download lossless Heavy Metal Hard Rock Blues Rock progressive rock рукоделие история архитектура Новый Год фэнтази фото политика жл советы книги рецепты кухня выпечка hand made интерьер уют шитье пэчворк печворк детская одежда вязание спицы Вяжем Детям женская одежда мода модели фотоальбом фотографы Живность детская вышивка Журналы женщины Фантастика журналы по вязанию


    Copyright Crown6 © 2017 Копирование возможно только с прямой ссылкой на сайт